Дворец был построен всего за пять лет и освящен в день бракосочетания великого князя Владимира Александровича Романова (третий сын Императора Александра II) на Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, получившей в замужестве имя Великой княгини Марии Павловны. 

«Малый императорский двор» уникален по степени сохранности. Архитектором является профессор Императорской Академии художеств Александр Рязанов. Перед ним стояла задача построить дворец в стиле смешения архитектурных стилей (эклектизм). Этот стиль еще с 30-х гг XIX века правил балом в российской архитектуре. 

Строительство началось в 1767 году и длилось по 1771 год. Еще пару лет шло дооформление дворца. Рязанов работал вместе с Виктором Шретером, который занимался архитектурной частью, а также Иеронимом Китнером, который был в ответе за насыщение дворца предметами искусства и мебелью. А под руководством придворных архитекторов Месмахера и Пронина проводились перестройки в главном корпусе и добавился зимний сад на втором этаже.

планы этажей дома ученых
разрез дом ученых
Часть продольного разреза
схема дома ученых на карте

Владимирский дворец растянулся от Дворцовой набережной до ул. Миллионной. С Дворцовой набережной осуществляется парадный вход. А с Миллонной — вход для обслуживающего персонала, так называемый гофмейстерский корпус. Во внутреннем пространстве была конюшня и итальянский дворик с фонтаном.

Фасад Дома Ученых сильно резонирует с соседними постройками. К моменту строительства княжеского дворца, архитектурный стиль дворцовой набережной уже сформировался. Но Рязанов рискнул сделать главный фасад в стиле итальянского ренессанса XV века. И более того, дворец напоминает палаццо Строцци во Флоренции. 

палаццо строцци
Палаццо Строцци во Флоренции

На фасаде гербами обозначены не только владельцы дворца, но и те гербы российских провинций, которые входили в состав Российской Империи на момент строительства. А именно: гербы царства Казанского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Киевского, великого княжества Владимирского, великого княжества Финляндского, родовой герб Владимира Александровича, вензель Марии Павловны, родовой герб Марии Павловны, гербы великого княжества Грузинского, царства Сибирского и царства Астраханского.

Львиные маскароны в верхнем ряду фасада — это элемент большого герба дома Романовых, который здесь везде элементно представлен, ибо это символ великокняжеской власти с одной стороны, и принадлежности к императорской фамилии с другой стороны. Но, кроме того, на внешнем портике над входом во дворец присутствуют грифоны. Они же встречают вас в парадном зале при входе на балюстраде лестницы.

Главный вход с Дворцовой набережной

В октябре 1918 года состоялась национализация дворца. Все предметы искусства переместились в Эрмитаж и многие другие музеи, в том числе, и за пределы Ленинграда. 

Почему Владимирский дворец называют Домом Ученых?

С 1920 г. здесь был открыт первый в стране Дом ученых по инициативе М. Горького. В его задачи входило улучшение быта и снабжение их всех необходимым для жизни и работы, чтобы те служили на благо страны. Общежитие располагалось в бывшем гофмейстерском корпусе (фасад выходит на Миллионную улицу). Всего к Дому Ученых было приписано ок. 6 тыс. человек (Например, всемирно-известные Павлов, Вавилов, Берг, Вернадский, Струве и др)

Фасад Дворца на Миллионной улице. Бывший Гофмейстерский корпус

Интересные факты о Доме Ученых

1_Есть камин XVI века, который Княгиня приобрела в Германии. Камины были дополнительным средством отопления. В качестве основного источника тепла служило паровое отопление.

2_Директором Дома Учёных был назначен А. С. Роде, который принимал активное участие в помощи голодавшим учёным. Благодаря этому дворец нередко называли «РОДЭвспомогательным домом».

3_Телефонная связь появилась в 1884, а электричество провели в 1888.

4_Шретер и Китнер это ученики Резанова, а Рязанов — выпускник Императорской академии искусств, которую возглавлял сам Великий князь Владимир Алексанрович, который обладал энциклопедическими знаниями в области живописи и искусства.

5_А. Половцов о своем близком друге, великом князе Владимире Александровиче, писал: «Владимир — умный, сердечнодобрый, более других образованный, много путешествовавший, к сожалению, с самого детства был склонен к лени, рассеянности, обжорству».


Яндекс.Метрика