монферран monferran

  Огюст де Монферран — выдающийся французский архитектор первой половины XIX века. Его полное имя: Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н (фр.: Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand). Родился 23 января 1786 года в предместье Парижа — Шайо, а умер 28 июня 1858 в Санкт-Петербурге. Прежде всего, он знаменит авторством таких знаменитых памятников архитектуры, как Исаакиевский собор, Александровская колонна и памятник Александру I.

Детство

  Точных данных о детстве Огюста Монферрана не известно. Но небольшие выводы можно сделать из его завещания: «Прозвание свое Монферран, которое было дано мне еще в детстве моей матерью и дядьями, произошло от того, что мой род имел первоначальное пребывание в Оверне, где у отца было поместье Монферран. Если же возникнет сомнение насчет действительности сего акта, то принимаю другие свои имена, и в особенности прозвание Рикар, которое носил мой отец»

  Совсем недавно стали известны такие сведения, что отец его был учителем верховой езды, а потом директором Королевской академии в Лионе. Отец очень рано умер, и воспитывал Огюста его отчим Антуан де Коммарьё, который был художником и гравёром. Есть предположение, что именно отчим учил своего пасынка рисовать.

  Мать будущего архитектора Мария Франсуаза Луиза Фиотьони, итальянка, была дочерью торговца Никола Жозефа Фиотьони и Марии Франсуазы Эйс, француженки.

  Версия о дворянском происхождении зодчего находится под сомнением.

Студенческие годы

 В 1806 году Огюст поступил в Специальную Королевскую школу архитектуры в возрасте 20 лет. Ему повезло получать возможность обучения не только в стенах своей школы, но и на практике у величайших архитекторов того времени (Ш. Персье, П. Фонтен)


Военная деятельность    

  Занятия в школе совпали с началом наполеоновских войн, и молодого талантливого архитектора призвали на фронт в конногвардейский полк.

  Даже на войне Огюст не забывал об архитектуре. Между походами и сражениями он выкраивал свободное время для зарисовок объектов, встречавшихся на пути. Это характеризует его сильную привязанность к искусству и большую самоотдачу во всем, что связано с архитектурой.

  Монферран, несмотря на хрупкую натуру, проявлял подлинную отвагу и смелость на поле боя и заслужил звание Сержанта. Военное время закалило характер будущего великого зодчего и соответственно повлияло на его «архитектурный почерк».

     В 1807 году Огюст возвратился на родину, благополучно закончил обучение и женился. Архитектор служил под руководством генерального инспектора общественных работ департамента Сены и города Парижа Ж. Молино.

  В 1813 году Монферран вновь отправился на войну, но уже с собственноручно сформированной ротой. Его героизм удостоили Орденом почетного легиона.

  Возвратившись с войны в 1814 году Огюст продолжает работать у Ж.Молино. Благодаря сотрудничеству у лучшего мастера, он приобрел бесценный опыт в строительстве. Ж. Молино впоследствии писал:

«…Монферран, архитектор, работал у меня в качестве такового в течение нескольких лет неоднократно, во всех случаях я замечал в нем весьма выдающийся талант в чертежном и архитектурном деле, которыми он занимался равно как с усердием, так и с успехом».

  Во Франции для Монферрана существовал единственный путь развития профессионально — это заниматься восстановлением послевоенного Парижа, что его совсем не прельщало. Он мечтал о реализации своих масштабных замыслов по собственным проектам.

монферран молодой

Переезд в Петербург и утверждение проекта

Еще до переезда Монферрана в столицу Российской Империи, в 1809 и 1813 годах объявлялись конкурсы на перестройку Исаакиевского собора. Но в 1816 году во время службы отошла штукатурка, как докладывал настоятель храма

«отсыревшая на сводах штукатурка упала на правый клирос, и падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание… Еще усмотрено во многих местах от сырости повреждение штукатурки, которое угрожает падением».

  Данный инцидент привел к скорейшему решению по утверждению нового проекта. Александр I сразу же велел А.А. Бетанкуру (выдающийся инженер, в описываемое время — председатель Комитета по делам строений и гидравлических работ Санкт-Петербурга.) порекомендовать зодчего. Последний рискнул предложить Монферрана. Реакция императора была неожиданно положительной.

  Итак, как же так получилось, что безвестный молодой «рисовальщик», чужеземец строит главный собор в главном городе могущественной империи. Неужели было мало других достойнейших архитекторов того времени: К.И. Росси, В.П. Стасова, Трезинни? Ведь у Монферрана даже не было опыта самостоятельного строительства подобных зданий – Исаакиевский собор, к слову, является четвертым по величине купольным сооружением Европы.

Предположительные причины назначения Монферрана:
  • Для осуществления своих амбициозных замыслов Моферран в 1814 году воспользовался пребыванием в Париже императора российского Александра I и преподнес ему свой изысканно-оформленный альбом с несколькими проектами строительства зданий различного назначения. На титульном листе альбома красовалась каллиграфическая подпись по-французски:

    «Разные архитектурные проекты, представленные и посвященные его величеству императору всероссийскому Александру I Августом Монферраном, членом Французской Академии архитектуры. Париж. Апрель, 1814»

Под каждым проектом кратко излагалась сметная характеристика объекта и указания к производству работ. Таким образом, Огюст заявил о себе как архитектор, способный создавать и предлагать интересные идеи для строительства.

  • Значительную роль в назначении Монферрана на должность придворного архитектора сыграли рекомендательные письма от его французских друзей — соотечественников, и одновременно, влиятельных людей: Ж. Молино и А. Брегета.Один из самых известных мемуаристов в России Ф. Ф. Вигель  описывает свое первое впечатление от Монферрана, явившегося покорять столицу Российской империи:

«В одно утро нашел я у Бетанкура белобрысого французика, лет тридцати, не более, разодетого по последней моде, который привез ему рекомендательное письмо от друга его, часовщика Брегета. Когда он вышел, спросил я об нем, кто он таков?“Право, не знаю, — отвечал Бетанкур, — какой-то рисовальщик, зовут его Монферран. Брегет просит меня, впрочем, не слишком убедительно, найти ему занятие, а на какую он может быть потребу?».

Ни для кого не секрет, что Брегета и Бетанкура объединяли хорошие дружеские и партнерские отношения.

  • При подготовке проекта для строительства Исаакиевского собора, не зная как угодить императору, Монферран подготовил красивый кожаный альбом с 24 миниатюрными рисунками на любой вкус и цвет и, в которых, можно было найти множество стилей: античный, индийский, готический и т.п. Альбом понравился Российскому Императору. Огюст был окончательно утвержден на должность архитектора.
  • Одна из версии такой благосклонности к иноземному зодчему без наличия опыта самостоятельного строительства заключалась в том, что он единственный из всех архитекторов (.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, В.П.Стасов, Д.Кваренги, Ч.Камерон и др.) учел желание Александра I сохранить основную часть предыдущей Исаакиевской церкви. Монферран сильно рисковал, цепляясь за любую возможность.
  • «Все споспешествовало этому человеку, — писал о Монферране Ф.Ф. Вигель (знаменитый мемуарист), — искусство и Бетанкура, и Яковлева (русского промышленника, способного выламывать гранитные колонны из скал), и, наконец, каменного дела мастера Квадри, который прочно умел строить, лучше всякого архитектора. Ему оставалось только рисовать да пока учиться строительной части».

Благодаря инженерно-техническому контролю со стороны Бетанкура, удалось осуществить многие масштабные замыслы: поставить огромные колонны при помощи уникального подъемного механизма, свести старые конструкции церкви с новыми и многое другое…

Недоброжелатели Монферрана

     У Огюста Монферрана было очень много недоброжелателей, вставлявших ему палки в колеса. Архитектору было чем гордиться, однако, его тщеславие приобрело бесстыдные формы: спустя всего 2 года после начала строительства, он выпустил альбом об Исаакиевском соборе под девизом «Non omnis moriam» («Не весь умру»), из-за чего ряды завистников сильно пополнились…:

  Однажды, его коллега и соотечественник А. Модюи написал «записку», перечислив в ней всевозможные недостатки строившегося собора, а так же обвинив архитектора в отсутствии таланта… В ответ, Академией художеств, был сформирован комитет, что бы выяснить уровень профессионализма Монферрана. Последнему удалось не только отстоять «детище», но и дополнить его собственными удачными новыми разработками.

Смерть архитектора

 Огюст Монферран с 1828 года мечтал быть похороненным в стенах Исаакиевского собора. В завещании он указал  об этом. Открытие собора состоялось 30 мая 1858 года, а всего через месяц на 74-м году архитектор умирает от острого приступа ревматизма. Александр II не дал разрешения хоронить тело мастера в стенах собора. По легенде, это случилось потому что среди всех святых скульптур, изображенных на горельефе Исаакиевского собора, приветствующих Исаакия Далматского склонивши голову перед ним, единственная статуя Монферрана держала голову прямо… Вдове зодчего пришлось отвезти тело на родину — во Францию.

горельев исаакиевского собора монферран на горельефе

Интересные факты:
  • 40 лет из 41 года прожитых в Санкт-Петербурге, архитектор был занят строительством Исаакиевского собора. В те времена было очень почтительно дожить до завершения строительства своего детища.
  • Во Франции он был неизвестен, поэтому его могила затерялась на Монмартрском кладбище.
  • Был дважды женат и дважды на француженках. Детей у Монферрана не было.

бюст монферрана

Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора

Все постройки О. Монферрана:
  • 1828-1834 Александровская колонна
  • 1817-1820 Дом Лобанова-Ростовского
  • 1817-1822 Ярмарочные постройки в Нижнем Новгороде (по наст время остался только Староярмарочный собор)
  • 1818-1858 Собор преподобного Исаакия Далматского

    монферран открытка
    Открытка, выпущенная в СССР в честь двухсотлетия со дня рождения Монферрана
Яндекс.Метрика