Архитектура как инструмент: интервью с Хоканом Виджедалом, Arkitektstudio Widjedal Racki, Часть 1

Без рубрики

[Изображения Оке Э:сона Линдмана]

Еще осенью 2015 года BUILD посетил Стокгольм и встретился с Хоканом Видьедалом из Arkitekstudio Widjedal Racki. Мы обсудили влияние традиционного шведского дизайна на современную архитектуру, важность понимания образа жизни клиента и то, как архитектура может быть инструментом интерпретации сайта. Часть 2 можно прочитать здесь.

Важная связь между структурой и окружающей средой очень очевидна в вашей работе. Какие самые большие трудности возникли у вас при выборе между дизайном и контекстом?
Девять из десяти клиентов, которые покупают участок недвижимости на набережной для строительства, по запросу, чтобы широкая сторона дома была обращена к воде, и они хотят, чтобы окна, идущие от одного конца к другому, создавали «вау» вид. Но этот подход не решает вопросы конфиденциальности или воздействия климата. Если вы действительно хотите жить с недвижимостью, дом должен вам помочь.

Для H-House, расположенного к югу от Стокгольма, мы спроектировали внутренний двор, создающий микроклимат. Он блокирует ветер с юго-запада, и когда идет дождь, вы все равно можете сидеть на улице под крытой территорией. Также есть камин на случай, если вечером станет прохладно. Поскольку оно полностью крыто, его можно рассматривать как гостиную с более красивой мебелью, и оно используется чаще, поскольку оно полузащищено.

Подобные стратегии дизайна позволяют сделать сайт более разнообразным. Дом становится подходящим средством оценить это место. Задача состоит в том, чтобы учесть все качества окружающей среды и улучшить их функционально и эмоционально. Наши дома — это меньше объектов и больше инструментов для использования участка и наслаждения его местоположением.

Как ваша архитектура реагирует на долгие ночи и пасмурное небо шведских зим?
Я думаю, что заманчиво рассматривать эти характеристики как отрицательные. Однако, например, в Rock House мы использовали глянцевый потолок, чтобы отражать свет от воды, и он великолепен как летом, так и зимой. Когда холодно, вы можете сидеть рядом с бетонной стеной и камином, излучающими тепло, и наблюдать, как мимо проходит буря. Эта комната прекрасна и в хорошую, и в плохую погоду. Когда вы смотрите на архитектурные визуализации, всегда хорошая погода, всегда подняты флаги и всегда играют дети. Задача архитекторов заключается в том, что мир устроен не так. Архитектура должна работать в любое время года, и это зависит от нескольких простых качеств. Дом должен взаимодействовать с атмосферой места — он должен быть стабильным, безопасным и комфортным.

Видите ли вы общие черты в своих клиентах?
Наши клиенты искренне интересуются архитектурой. Если вам нравятся красивые вещи, вы можете просто купить модную спортивную машину в одночасье, но вам не придется заниматься проектированием амбициозного дома с архитектором, если вы не интересуетесь архитектурой. Там есть обязательство заниматься дизайном. Наши клиенты также обычно имеют хорошую недвижимость в отдаленных районах и нередко на воде.

Всегда ли ваши клиенты вели образ жизни, предложенный фотографиями на вашем веб-сайте, или дизайн привлекает их чистой и простой эстетикой?
Мы разработали несколько проектов, в которых я определенно не смог бы жить сам, просто потому, что минималистская кухня не терпит стопки грязной посуды — для большинства людей это непрактично. У нас есть клиенты, которые возьмут вашу кофейную чашку, когда вы закончите с ней, очистят ее и поставят обратно в шкаф. На столешнице никогда ничего не остается. Они делают это со всем, не задумываясь, поэтому им подойдет минималистская кухня.

Что разрушает архитектуру, так это когда дизайн не соответствует образу жизни клиента, требуя от него изменить образ жизни постфактум. Мы очень заинтересованы в понимании наших клиентов. Мы относимся к этому очень серьезно. Одна из вещей, которыми мы больше всего гордимся, это то, что ни один из наших домов не был реконструирован или изменен. Это означает, что дизайн подходил клиентам.

Мы также очень тщательно подходим к проектированию для сельского образа жизни. Проект может включать в себя уличный шкаф для мокрой или грязной одежды и обуви или аккуратное место для хранения дров, чтобы они оставались сухими. Всегда есть продуманное решение, куда положить ваши вещи. Меня немного злит, когда я вижу вдохновляющие изображения архитектуры, а затем посещаю их лично и обнаруживаю, что они не работают. Фотографии не всегда передают правду.

Считаете ли вы, что СМИ изменили архитектуру?
Я думаю, что большая часть архитектуры, с которой люди знакомы сегодня, редко встречается на собственном опыте. Их понимание ограничивается тем, что они видят в книгах, журналах и газетах. Тем не менее, ранние архитектуры так важны из-за опыта, который дают эти места. Смена парадигмы, которая может произойти, когда архитектура воспринимается лично, может открыть различные возможности для понимания того, почему здания важны; когда вы посещаете эти здания, вы получаете совершенно новый уровень впечатлений. Сегодня идея архитектуры, возможно, стала более ценной, чем сама физическая архитектура. Я думаю, что средства массовой информации превратили архитектуру в нечто двумерное. Большое количество средств массовой информации также подтолкнуло к тому, чтобы создавать больше «шума», чтобы быть замеченными. Иногда мне кажется, что тому, что можно было бы назвать «архитектурой заголовков», уделяется слишком много внимания. Для меня самая важная роль архитектуры по-прежнему физическая.

Учитывая, что вы работаете в стране с богатой архитектурной историей, какое влияние оказала традиционная шведская архитектура на вашу работу?
Честно говоря, когда ты только что закончил школу, у тебя возникают проблемы с идентичностью. Вы не будете в восторге от того, на чем вы выросли. Когда я был моложе, я бежал от местного дизайнерского мышления в Швеции. Я хотел делать то, что делал остальной мир. Однако когда я стал старше, мне действительно стало интересно взглянуть на традиционные шведские принципы дизайна. Всегда есть местные факторы, которые направляют дизайн в определенные направления, и на меня все больше и больше влияет мастерство прошлого. Мы работали с массивной деревянной конструкцией, которая на самом деле является старым способом строительства бревенчатых домов, а на вилле Альба в Стокгольме используется деревянная угловая деталь, основанная на традиционном методе. Существует так много информации, которую вы можете получить бесплатно — архитектура, которая находится прямо перед вашими глазами, на основе которой вы можете строить.

Один из моих любимых архитекторов — покойный Ральф Эрскин, который на самом деле родился в Англии, а затем переехал работать в Швецию. Поскольку он действительно объективно рассматривал местные особенности и проблемы окружающей среды, его работы, на мой взгляд, являются одними из самых шведских. В то время, когда он проектировал, шведские архитекторы были слепы к окружающей среде, потому что хотели практиковать международные принципы. Поскольку он не был родом из Швеции, он мог создавать более аутентичную шведскую архитектуру. Как говорится, пророком в своей деревне никогда не станешь.

В ваших работах приятное пересечение грубости природы и утонченности архитектуры. Насколько это ситуативно, а сколько запланировано?
Это очень запланировано. Если бы мы проектировали пентхаус в Стокгольме, возможно, в нем вообще не было бы особых шероховатостей. А вот с нашими сельскими проектами шероховатость вполне практична. Например, во многих наших проектах грубые бетонные полы позволяют людям носить обувь внутри. Если бы в некоторых наших сельских домах мы установили дорогие деревянные полы, клиенты постоянно беспокоились бы о том, чтобы не повредить их; это не включало бы в себя идею расслабиться и насладиться этим местом. В спальнях мы поднимаем пол, чтобы отделить его от бетона, чтобы там, где это уместно, было ощущение тепла и уюта.

Как в вашей работе планируется выветривание материала?
Мы планируем довольно много по везерингу. Большинство наших клиентов ясно дают понять, что не хотят тратить лето на перекрашивание окон. Хотя не существует дома, который не требовал бы обслуживания, мы всегда стремимся ограничить объем работы, необходимой для поддержания одного из наших проектов. Опять же, здесь есть чему поучиться у традиционной архитектуры. Есть деревянные церкви 1200-х годов, которые стоят прекрасно, потому что они детализированы и правильно обработаны.

Бетон трескается, а дерево расширяется. Как вы устанавливаете с клиентами разумные ожидания относительно того факта, что по-настоящему совершенных вещей не существует?
Речь идет о том, чтобы рассматривать грубость как качество. Это образ мышления. Хорошо, что это грубо, и как только у вас появится такое представление, дизайн можно будет оценить более полно. На практике формирование ожиданий заключается также в посещении других резиденций и демонстрации клиентам того, как мы хотели бы что-то сделать. Многие натуральные материалы, которые мы используем, прекрасно стареют. Выбор материалов, которые будут хорошо стареть, имеет значение; Трудно сделать так, чтобы ламинированный рабочий стол состарился.

Есть ли что-нибудь еще, о чем вы хотели бы поговорить?
Хотя я не люблю ярлыки, многие люди называют нашу архитектуру очень модернистской. Надо отдать им должное, на нас большое влияние оказали классические модернисты, например, архитекторы, участвовавшие в программе Case Study House. Но важно отметить, что даже Дома тематических исследований были в значительной степени сосредоточены на своей среде. Точно так же, как мы работаем, Дома тематических исследований были разработаны как методы оптимизации их среды. Этот подход меньше ориентирован на стиль или выражение, а больше на архитектуру как инструмент. Здания не должны быть символами, обозначающими что-либо. Они должны создавать атмосферу.

Хокан Видьедал основал Arkitektstudio Widjedal Racki вместе с Наташей Рацки в 2000 году. Фирма специализируется на частных резиденциях и приняла участие в нескольких выставках. Его работы получили множество наград, в том числе шведскую премию Wood Award. Хокан преподавал на архитектурном факультете Королевского технологического института в Стокгольме и читал лекции.

Оцените статью
Добавить комментарий